KZTO 839,99 (+0,37%)
Акции AO «КазТрансОйл» на KASE 839,99 (+0,37%)
Brent ()
WTI ()
0
0
0

55 лет ГНПС «Актау»

 01.09.2021    3303
Свой 55-летний юбилей отмечает в 2021 году головная нефтеперекачивающая станция «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления. Сегодня ГНПС «Актау» - стратегический объект в сфере транспортировки нефти.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Многофункциональная станция имеет колоссальные возможности. ГНПС осуществляет приём и перекачку нефти по нефтепроводам, наливает её в танкеры через нефтеналивные причалы и проводит её слив из железнодорожных цистерн. История станции началась в 60-х годах XX века, когда были открыты крупнейшие месторождения Узень и Жетыбай.

- У мангышлакской нефти аномально высокая температура застывания из-за высокого содержания парафина, поэтому её транспортировка создавала дополнительные трудности. Для решения этих задач в 1965 году было создано управление магистральными нефтегазопродуктопроводами при объединении «Мангышлакнефть» – современное Мангистауское нефтепроводное управление. В тот же год паралельно с нефтеперекачивающими станциями «Узень» и «Жетыбай», построили и станцию «Актау», она заработала в 1966 году, - рассказал начальник станции Аскар Шакиев.

Аскар Шакиев - начальник головной нефтеперекачивающей станции Актау

Изначально станция предназначалась для приёма нефти с месторождений Узень и Жетыбай по нефтепроводу «Узень-Жетыбай-Актау» и налив в танкеры. Сам же нефтепровод «Узень-Жетыбай-Актау» для перекачки высокопарафинистой нефти запустили в 1966 году, применив метод путевого подогрева нефти. Это дало возможность 10 октября 1966 года отправить первый танкер Каспийского пароходства «Джебраил» с узеньской нефтью из порта Актау на Волгоградский НПЗ. С этого момента и появился новый – морской – маршрут для экспорта.

55 лет ГНПС

ОАЗИС НА БЕРЕГУ МОРЯ

Сегодня эта станция – единственная в Казахстане, разливающая нефть по танкерам через нефтеналивные причалы на территории Актауского международного морского торгового порта.

- Я и сейчас вижу во сне наши первые резервуары, - рассказывает ветеран отрасли Альбина Дедович. В 1967 году она пришла на станцию молодым специалистом и 35 лет проработала товарным оператором. Кавалер двух орденов Трудовой Славы сегодня на заслуженном отдыхе.

55 лет ГНПС

- Знаете, что было самым тяжёлым в работе? На каждом резервуаре находились задвижки, и мы открывали каждую вручную. Как это было тяжело, знают лишь те женщины, которые тогда вместе со мной работали. Значительно позже сделали задвижки на электроприводах. Это существенно облегчило работу, управлять задвижками стало возможно с помощью пульта. А ещё помню, как мы сажали деревья. А сегодня станция превратилась в небольшой оазис на берегу моря, - поделилась воспоминаниями Альбина Дедович.

55 лет ГНПС

В 1979 году был запущен нефтепровод «Каламкас – Каражанбас - Актау», и станция начала принимать нефть месторождений полуострова Бузачи. Уже в январе 1980 года из порта вышел танкер, гружённый первой нефтью Каламкаса. Позже станция начинает перекачку бузачинской нефти по нефтепроводу «Узень – Жетыбай - Актау» в сторону ГНПС «Узень» для дальнейшей транспортировки по нефтепроводу «Узень - Атырау – Самара».

ПОЧТИ ПОЛВЕКА НА ПРИЧАЛЕ

Руслан Гусалов проработал оператором на нефтеналивном причале 45 лет. Сегодня ветеран Мангистауского нефтепроводного управления на заслуженном отдыхе, но каждый раз с теплотой вспоминает годы работы.

- Помню как в 60-70 годы приходилось загрузку судов производить самим, крепить впятером тяжеленные резиновые гофрированные шланги к танкерам вручную. Эти шланги были ненадёжные, быстро выходили из строя, высок был риск разрыва и попадания нефти в море. Позже на замену шлангам - пришли современные установки налива нефти – стендеры СР-250, их спокойно могли обслуживать два человека. Также была модернизирована вся система управления и контроля за процессом погрузки нефти на суда, что облегчило работу операторов. Приходят новые технологии. Сейчас задвижки управляются дистанционно, даже насосы запускаются и останавливаются дистанционно. Вот до чего дошла техника, - отметил ветеран отрасли.

55 лет ГНПС

В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

В 2006-2007 годах на ГНПС «Актау» успешно внедрили систему SCADA. Проект позволил автоматизировать производство и управлять дистанционно перекачкой нефти, а это позволило вести производственно-технологический процесс безопасно и бесперебойно в режиме реального времени. Всей сложной системой операторы управляют с местного диспетчерского пункта и главного диспетчерского пункта в Нур-Султане.
Оператор НПС Толтырхан Абдикеримова работает на станции с 1983 года и управляет сложным технологическим процессом с филигранной точностью. За 40 лет стала свидетелем многих перемен.

55 лет ГНПС

- Мне не было и 18 лет, когда я начала работать на станции. В то время мы называли станцию «третьей площадкой», а официально – ЛПДС «Шевченко» Южного управления магистральными нефтепродуктопроводами. В 80-ые годы начальником станции был Кесикбай Елеуов. Работа всегда кипела, как и сейчас. Чтобы мангышлакская нефть не застывала, ее подогревали горячим паром через теплообменники. Также вели приём балластной воды с танкеров в береговые резервуары. Тяжелее всего было, когда приходилось открывать задвижки вручную. А сейчас с внедрением системы SCADA всё автоматизировано, и это здорово! Наша работа требует большой ответственности. Малейшая оплошность может привести к аварии, остановке всего производственного процесса. Поэтому нужно быть очень внимательным, - рассказывает Толтырхан Абдикеримова.

ПО СТОПАМ ОТЦА

Династию Таубаевых в нефтепроводной отрасли знают хорошо. Бисенбай Таубаев – проработал на ГНПС «Актау» с 1996 года по 2015 год. Из них 11 лет был начальником станции.

55 лет ГНПС

- Помню, как мы сутками находились на рабочем месте. Реализовали множество проектов. В 1996 году под руководством генерального директора ПО «Южнефтепровод» Тараса Касымова на станции была построена и введена в эксплуатацию железнодорожная сливная эстакада для приема нефти из западных регионов Казахстана и дальнейшей ее транспортировки через Каспийское море. Изначально эстакада была расчитана на 30 вагон-цистерн, позже в рамках расширения увеличили до 84 вагон-цистерн. Станция в своё время принимала нефть с месторождений Тенгиз, Кумколь, Жанажол, и сегодня сохраняет возможность производить слив нефти с цистерн, - рассказывает Бисенбай Таубаев, который работает в аппарате управления.

Сегодня среди молодых представителей династии – дети Бисенбай-ага. Дочери Алмагуль и Светлана Таубаевы работают товарными операторами на ГНПС «Актау», сын - Жанболат Таубаев трудится слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики на НПС «Жетыбай». Все они – профессионалы своего дела и победители конкурса «Лучший по професии».

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

55 лет для ГНПС «Актау» - это целая жизнь, наполненная взлётами и сложными вызовами, победами и непростыми испытаниями, самоотверженным трудом и постоянным движением вперёд! В истории компании тесно переплелись как достижения самого предприятия, так и судьбы людей, события стран и десятилетий.

И сейчас молодые специалисты, сохраняя преемственность, вносят свой вклад в нефтеперекачку. Среди них – оператор товарный Дауыл Рахманов. Мастер спорта по волейболу имеет различные награды и кубки за участие в соревнованиях, постоянно защищает честь станции и управления на спартакиадах.

55 лет ГНПС

- Для меня большая честь работать на станции, имеющей многолетнюю историю. Продолжая путь ветеранов-нефтепроводчиков, мы - молодое поколение, будем также вносить свой вклад в развитие ГНПС, - сообщил Дауыл Рахманов.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Главные перемены в жизни ГНПС «Актау», произошли за последние 20 лет. Год за годом менялся уровень технологического развития.

- Нами полностью был обновлен резервуарный парк. Активно внедряются проекты по автоматизации производственных процессов. Сегодня это современная многофункциональная станция, которая играет важную роль в бесперебойном обеспечении транспортировки не только на внутренний рынок, но и на экспорт», - отметил начальник Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» Алиби Култумиев.
 
Алиби Култумиев - начальник Мангистауского нефтепроводного управления АО КазТрансОйл

На ГНПС представлена вся технологическая цепочка перекачки нефти: пять мощных насосных станций, высокотехнологичное энергооборудование, резервуарный парк, вмещающий 140 тысяч кубометров нефти. Внедрена модернизированная система пожаротушения с использованием импортного оборудования.

В целях экологической безопасности и сокращения потерь нефти от испарения до 99 процентов нефтяные резервуары оснащены понтонами, которые позволяют минимизировать вредное воздействие на окружающую среду.

55 лет ГНПС

Сегодня ГНПС «Актау» - уникальная станция. Здесь сконцентрированы все виды перекачки. Станция принимает нефть месторождений полуострова Бузачи по нефтепроводу «Каламкас – Каражанбас - Актау», часть которой уходит по морю и танкерами доставляется в Баку и Махачкалу, другая часть перекачивается по нефтепроводу «Узень – Жетыбай - Актау» через нефтеперекачивающую станцию «Жетыбай» в направлении ГНПС «Узень». Далее «чёрное золото» транспортируется по горячему магистральному нефтепроводу «Узень – Атырау - Самара».

55 лет ГНПС

Несмотря на сложный технологический процесс, коллектив станции, а это 109 человек, слаженно и чётко выполняет все задачи по перекачке нефти.
Использование новейших достижений мировой науки и техники, активное техническое перевооружение, ориентация на самые высокие стандарты работы и охраны окружающей среды, эффективная система управления персоналом – всё это и многое другое позволяет ГНПС «Актау» уверенно чувствовать себя в современных условиях и с перспективой смотреть в будущее.

Партнерский проект «Лады» и АО «КазТрансОйл»
Рубрики: СМИ о нас
Реакция:
Партнеры