- Димаш Габитович, 2020 год выдался неоднозначным для многих отраслей, в том числе для нефтегазового комплекса. Как экономическая ситуация в мире повлияла на деятельность национального оператора по магистральному нефтепроводу?
- Безусловно, 2020 год скорректировал планы многих компаний не только в Казахстане, но и во всем мире. Пандемия негативно отразилась на деятельности нефтегазовой отрасли, произошло снижение спроса на энергоресурсы. В апреле прошлого года Казахстан присоединился к обязательствам в рамках соглашения между странами-участницами ОПЕК+ по коллективному сокращению добычи нефти, которое направлено на восстановление баланса спроса и предложения, а также цен на нефть. Учитывая сложившуюся ситуацию, компания мобилизовала свои ресурсы и направила их на выполнение ключевой задачи – обеспечение бесперебойной и безопасной транспортировки нефти.
Кроме того, мы приложили все усилия для недопущения распространения COVID-19 среди работников компании и подрядных организаций. Для этого была создана Команда управления кризисными ситуациями, ее решения были направлены на обеспечение стабильной работы производственных объектов. Благодаря совместным усилиям и слаженной работе наших акционеров, государственных органов и подрядных организаций, был организован оптимальный режим работы производственных и логистических процессов. Хочу отметить высокий профессионализм наших работников в условиях кризисной ситуации, их неукоснительное соблюдение карантинных мер. Вместе мы смогли локализовать влияние пандемии и выполнили поставленные на 2020 год цели и задачи, о чем свидетельствуют итоговые результаты нашей деятельности.
- Как вы оцениваете результаты прошлого года?
- Финансовые показатели продемонстрировали положительную динамику: консолидированная чистая прибыль компании увеличилась на 24% по сравнению с 2019 годом и составила порядка 56 млрд тенге. Увеличение в основном обусловлено снижением расходов, связанных с обесценением в 2019 году активов дочерних организаций АО «КазТрансОйл» по итогам переоценки. Позитивная динамика финансовых показателей также является результатом повышения тарифа на перекачку нефти в целях экспорта на 15%, ростом доходов от курсовой разницы.
Если говорить о производственных показателях, то в этом направлении произошло незначительное снижение, объем транспортировки отдельно по системе магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» уменьшился на 5% по сравнению с 2019 годом. Это случилось из-за естественного сокращения добычи нефти на зрелых месторождениях, а также традиционных месторождениях кумкольской и актюбинской группы. Кроме того, повлияло и снижение добычи в рамках соглашения ОПЕК+.
«КазТрансОйл» - национальный оператор по магистральному нефтепроводу. Перед нами стоит стратегическая задача по обеспечению энергетической безопасности страны путем стабильной транспортировки энергоресурсов.
В условиях пандемии были выполнены производственные задачи по реконструкции, замене трубопроводов, ремонту резервуарного парка. Программа капитальных вложений за 2020 год была исполнена на 95%. Такой высокий показатель был достигнут невзирая на закрытые границы, и как следствие, сложности с поставками специализированной техники и оборудования. Модернизация и ремонт производственных объектов – это неотъемлемая часть деятельности компании. Если говорить в цифрах, то за последние пять лет «КазТрансОйл» инвестировал на эти цели порядка 228,5 млрд тенге. В 2021 году по сравнению с 2020 годом капитальные вложения увеличатся на 15% и составят порядка 54 млрд тенге. Эти инвестиции будут направлены на поддержание текущего уровня производства и обеспечение надежной и безопасной транспортировки нефти.
Ежегодно компания проводит анкетирование, чтобы понимать насколько наши клиенты удовлетворены качеством оказываемых услуг. Как показали результаты анкетирования потребителей, коэффициент удовлетворенности составил 100%. Это тот уровень, к которому мы всегда стремимся, поскольку он отображает стабильность и надежность деятельности компании.
Сильные операционные и финансовые достижения компании в 2020 году были отмечены международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, которое подтвердило долгосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне «ВВВ-» с прогнозом «стабильный». По оценке агентства, «КазТрансОйл» сохраняет доминирующую позицию в секторе транспортировки нефти в Казахстане, который имеет стратегически важное значение для экономики страны. Компания не подвержена колебаниям цен на нефть напрямую, что является благоприятным фактором для ее бизнес-профиля.
- Вероятно, тарифная выручка в том числе оказала поддержку компании в кризисный период? В прошлом году увеличился тариф на перекачку нефти в целях экспорта.
- Повышение тарифа – это одна из мер обеспечения эффективной, надежной и безопасной работы системы магистральных нефтепроводов. Практически 50% всех поступлений от основной деятельности компании составляет доход, полученный от транспортировки нефти в целях экспорта. При этом стоит отметить, что в последние годы наблюдается снижение экспорта нефти по магистральным нефтепроводам «КазТрансОйла». Причиной сокращения грузооборота стало естественное истощение зрелых месторождений, переориентирование казахстанской нефти с экспортных направлений на внутренний рынок страны, а также ограничения в рамках соглашения ОПЕК+. Изменение тарифа происходило с учетом этих обстоятельств. Рост по сравнению с 2014 годом составил 26,5%, при этом накопленная инфляция за этот период достигла 57%.
Кроме того, полноценное функционирование системы магистральных нефтепроводов всегда требует масштабных инвестиций. Тарифная прибыль направляется на реализацию инвестиционной программы, модернизацию и строительство системы магистральных нефтепроводов, устойчивое развитие.
Эти инвестиции делятся на три направления: первое - реконструкция, расширение и модернизация существующего производства, второе - строительство нового производства, третье - капитальный ремонт действующих производственных объектов. Из прибыли, полученной от повышения тарифа, также формируется дивидендная доходность акционеров.
- Какая сумма будет направлена на выплату дивидендов за прошлый год?
- С 2013 года компания как пионер «Народного IPO» выплатила своим акционерам 425,7 млрд тенге. Среднегодовая дивидендная доходность к цене размещения за 9 лет составляет почти 17%. В 2021 году по сравнению с прошлым рост выплаты по дивидендам составил почти 12%.
При подготовке предложения о размере дивиденда совет директоров руководствуется основными положениями дивидендной политики «КазТрансОйла», согласно которой сумма, направляемая на выплату дивидендов, составляет не менее 40% от чистого дохода компании. Учитывается не только фактический размер чистого дохода, но и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости, потребности в финансировании инвестиционной программы и иные факторы. Сегодня, принимая во внимание внешние риски, для компании важно сохранить финансовую устойчивость. Понимая это, совет директоров рекомендовал направить на выплату дивидендов 50 млрд 77 млн тенге. Размер дивиденда за 2020 год в расчете на одну простую акцию «КазТрансОйла» составляет 132 тенге.
- Какие инвестиционные приоритеты обозначены перед «КазТрансОйлом»?
- Мы продолжаем работу по строительству системы магистральных нефтепроводов «Казахстан – Китай». Это стратегически важный проект как для «КазТрансОйла», так и для Республики Казахстан. Наша цель – создание технической возможности поставки западноказахстанской нефти на ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» и ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (Шымкентский нефтеперерабатывающий завод – ИФ-К), а также в экспортных направлениях – Китай, Узбекистан. Это гарантирует энергетическую безопасность Казахстана. В рамках проекта в 2020 году введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс реверса нефтепровода «Кенкияк-Атырау», по второму пусковому комплексу осуществлено механическое завершение нефтеперекачивающей станции (НПС) «Аман».
Второй важный проект – это реконструкция и расширение магистрального водовода «Астрахань – Мангышлак». Он носит социальный характер и находится на контроле президента страны. В Атырауской и Мангистауской областях растет объем водопотребления. Водовод изношен и фактически не может обеспечить существующую потребность регионов в воде. Планомерная реализация проекта позволит обеспечить надежную эксплуатацию и увеличение пропускной способности водовода в два раза в ближайшие несколько лет. В настоящее время в рамках исполнения поручения главы государства наша дочерняя компания «Магистральный Водовод» приступила к разработке проектно-сметной документации по реконструкции и расширению магистрального водовода «Астрахань-Мангышлак». Наша задача совместно с местными исполнительными органами удовлетворить потребность в воде не только производственных объектов, но и населения регионов.
- Что стало поводом для досрочной разработки стратегии компании до 2028 года?
- Стратегия развития компании до 2025 года была утверждена в 2016 году. Инновационное развитие системы магистральных нефтепроводов и ее интеграция в мировую энергетическую систему – это задачи национального оператора, которые могут быть достигнуты при помощи внедрения глобальных технологий в производственный процесс. В «КазТрансОйл» реализуется программа развития цифровых технологий. Учитывая современные реалии, в век диджитала и быстрого роста технологий, мы, как национальный оператор, должны отслеживать появление передовых технологий и своевременно их внедрять на всех этапах деятельности компании. Отличительная черта прогрессивных компаний – цифровизация и стремление к совершенствованию. Соответствуя трендам, «КазТрансОйл» за последние несколько лет уже внедрил ряд технологических решений. Стратегия компании основывается на планах основного акционера «КазМунайГаз» (КМГ), Министерства энергетики РК, которое регламентирует деятельность компаний нефтегазового комплекса, регулирует объемы добычи и транспортировки нефти.
Вместе с тем, в настоящее время нефтедобывающая отрасль представлена в основном зрелыми месторождениями, на которых происходит существенная истощенность, именно эти факторы естественным образом влияют на объемы добычи и перекачки нефти. Принимая во внимание изменение стратегии развития нашего крупного акционера АО НК «КазМунайГаз», а также выполнение большинства ключевых задач компании, возникла необходимость их актуализации.
- Какие значимые проекты, отмеченные в предыдущей стратегии, были реализованы?
- С момента утверждения стратегии развития компании были внедрены значимые проекты для реализации. К примеру, транзит российской нефти увеличился до 10 млн тонн в год, налажена раздельная перекачка «малосернистой» нефти по маршруту «Атырау – Самара – Новороссийск» в объеме до 1 млн тонн в год. Заключен долгосрочный договор на оказание услуг по техническому обслуживанию нефтепроводной системы АО «Каспийский трубопроводный консорциум-К» на территории Казахстана. «КазТрансОйл» передал услугу по подаче воды по магистральному трубопроводу дочерней компании - ТОО «Магистральный Водовод». Эти проекты отражены в стратегии развития компании до 2028 года наряду с новыми целями и задачами. Для их реализации мы будем и дальше сотрудничать с АО ФНБ «Самрук-Казына», АО НК «КазМунайГаз», государственными органами, и в частности, Министерством энергетики РК, партнерами, миноритарными акционерами на благо развития суверенного Казахстана. В 2021 году мы празднуем 30-летие независимости страны. Уверен, что вместе мы внесем огромный вклад в укрепление казахстанской государственности.
Самый главный актив «КазТрансОйла» – наш коллектив. Высокой оценки заслуживает каждый сотрудник. Стратегически важно гарантировать безопасные условия труда, выполнять социальные обязательства, инвестировать в знания и повышение квалификации работников, создавать рабочие места для нового поколения нефтепроводчиков.
- Спасибо за интервью!